Режим для слабовидящих
+375 (222) 62-66-01
info@fezmogilev.by

Все публикации

Пресс-центр Вся полезная информация о свободной экономической зоне в Могилеве.

Все публикации

Информация к Указу Президента Республики Беларусь №39 от 4 февраля 2021 года

В Республике Беларусь ведется постоянная работа по совершенствованию системы стимулирования экспорта, повышению доступности финансовых и нефинансовых инструментов поддержки для организаций вне зависимости от формы собственности.

В целях создания наиболее благоприятных условий по выходу отечественных производителей на внешние рынки Указом Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2021 г. № 39 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» внесены изменения в:

Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 534);

Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» (далее – Указ № 261).

Одно из ключевых изменений (Указ № 261) в механизмах экспортного кредитования – отмена минимальной суммы экспортного контракта (ранее 200 тыс. долларов США), что позволит расширить возможности субъектов малого и среднего бизнеса при реализации продукции на экспорт.

Основные новации Указа № 534:

1. Расширен перечень банков. Кроме Банка развития правом кредитования экспорта наделены коммерческие банки, по перечню, утверждаемому Советом Министров.

2. Расширен перечень страховых организаций, с правом осуществления страхования экспортных рисков, без привлечения средств бюджета для осуществления страховых выплат. Страхованием экспортных рисков кроме БРУПЭИС «Белэксимгарант» наделены страховые организации, собственный капитал которых составляет не менее 25 млн. белорусских рублей.

3. Кредитование резидентов. Предусмотрена возможность Банком развития, другими банками, предоставления в 2021-2022 гг. кредитов резидентам, для производства продукции с целью её дальнейшей реализации на экспорт. Это позволит обеспечить белорусских производителей оборотными средствами для производства экспортной продукции. При этом компенсация потерь Банку развития, банкам от предоставления экспортных кредитов производится только после подтверждения факта экспорта товаров.

4. Банку развития предоставлена возможность выдачи экспортных кредитов для финансирования приобретения в зарубежных странах товаров, произведенных в Республике Беларусь, вне зависимости от количества поставщиков в цепочке продаж. Это позволит охватить максимально возможный круг потенциальных покупателей белорусских товаров, в том числе предоставлять экспортные кредиты непосредственно конечным покупателям. При этом сумма экспортного кредита привязана к стоимости белорусского экспортного контракта.

Справочно:

При этом в рамках кредитования не допускается:

выдача двух и более экспортных кредитов, осуществления два и более финансирования под уступку денежного требования (факторинга), постфинансирования и дисконтирования аккредитивов, связанных с финансированием производства или оплаты одних и тех же товаров или услуг;

получения кредита на условиях Указа Президента Республики Беларусь от 24.02.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь».

5. Расширена линейка предоставляемых экспортных финансовых инструментов. Банку развития предоставлено право осуществления межбанковского экспортного кредитования путем постфинансирования аккредитивов, а также дисконтирование сумм по аккредитивам, выпущенным иностранными банками для финансирования приобретения (оплаты) белорусских товаров, работ, услуг.

Банк развития наряду с банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями в 2021-2022 гг. наделены правом осуществлять финансирование резидентов (кредиторов) под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных контрактов на условиях, ранее определенных Указом № 534.

6. Расширен перечень видов страхования экспортных рисков с поддержкой государства следующими видами:

добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) кредита, предоставленного резиденту;

добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) кредита, выданного иностранным банком;

добровольное страхование аккредитивов (в том числе с дисконтированием кредита), открытых иностранными банками;

добровольное страхование гражданской ответственности резидента по экспортному контракту.

7. В связи с тем, что страхование экспортных рисков с поддержкой государства будет осуществлять не один, а несколько страховщиков внесены изменения в Положение о страховании (перестраховании) экспортных рисков.

В частности, базовые страховые тарифы по страхованию экспортных рисков с поддержкой государства устанавливаются Белэксимгарантом или страховщиком по согласованию с Министерством финансов с учетом уровня политического риска страны. Дифференциация стран по уровню политического риска производится Белэкимгарантом по согласованию с МИД, и в дальнейшем предоставляется страховщикам.

Договор страхования экспортных рисков с поддержкой государства заключается сторонами по решению Правительства Республики Беларусь, если ответственность по нему и (или) суммарный объем ответственности по действующим и (или) заключаемым с одним контрагентом договорам страхования: превысит 10 процентов собственного капитала Белэксимгаранта, рассчитанного в соответствии с законодательством или превысит 20 процентов собственного капитала Белэксимгаранта, в случае если контрагент страхователя относится к международным финансовым организациям или иностранным банкам имеющим долгосрочные рейтинги (от ААА до А- (А3).

8. Предусмотрена возможность обращения страховщика за бюджетной ссудой при выплате страхового возмещения не только по договорам страхования, но и по договорам перестрахования экспортных рисков с поддержкой государства.

Бюджетная ссуда предоставляется на срок до 3 лет, срок ее возврата продлению не подлежит.

Справочно:

Принятие данной нормы позволит:

диверсифицировать риски;

получать синергетический эффект в урегулировании убытков и реализации права суброгации по совместным проектам;

использовать инструмент перестрахования в качестве альтернативы государственной гарантии при привлечении зарубежных кредитов под страховое обеспечение зарубежного экспортного-кредитного агентства.

9. Конкретизированы, а также введены новые термины, учитывающие внесенные изменения в указ.